Практически каждая женщина мечтает стать мамой. Поэтому если в семье не появляется долгожданный ребенок, то это воспринимается как настоящая трагедия. И если для кого-то диагноз бесплодие звучит как страшный приговор, то другие не опускают руки и идут за своей мечтой до конца. Испытать счастье материнства можно разными путями, один из них — метод экстракорпорального оплодотворения. В каких случаях показана данная процедура, о квотах и случаях суррогатного материнства в регионе, выяснял корреспондент 716.kz.
Наверное, все помнят, что с 2021 года по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева была запущена социальная программа «Аңсаған сәби», которая призвана оказать поддержку бездетным казахстанским семьям. Она предусматривает ежегодное выделение 7 тыс. квот на ЭКО до 2026 года. Так, в 2021 году на Акмолинскую область пришлось 274 квоты, в 2022 году выделили 269 квот, в 2023 году также 269 квот. Все они были успешно освоены. В 2024 году на нашу область выделено 266 квот. Квоты распределяются в зависимости от количества женщин репродуктивного возраста, проживающих в регионе. Согласно приказу МЗ РК, жителям сельской местности рекомендуется 60% квот, городским — 40%.
«Есть приказ Министерства здравоохранения, в него внесли изменения в 2023 году. По этому приказу детородный возраст женщины идет от 19 до 49 лет. То есть ограничений по детородному возрасту нет, но есть определенный критерий отбора пациентов на процедуру ЭКО. Для женщин это овариальный резерв, не менее шести яйцеклеток в яичниках. Если у женщины остался только один яичник, тогда должно быть не менее пяти-шести антральных фолликулов. Если меньше, то это считается низким овариальным резервом. Здесь уже заведомо видно, что результат будет отрицательным. Также есть Антимюллеров гормон, который тоже показывает резерв, ну и учитывается спермограмма. По квоте данную процедуру можно проводить один раз в год. Например, у женщины не получилось забеременеть в 2023 году, тогда она может повторно подать заявку на 2024 год. Если в 2023 году женщина делала процедуру, и у нее остались замороженные эмбрионы хорошего качества, тогда она может повторно идти на подсадку», — пояснила заместитель главного врача Кокшетауской поликлиники Жулдыз Алпилам.
Процедуру экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) женщины могут пройти бесплатно в рамках обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) один раз в год и по медицинским показаниям. Все-таки это крайняя мера, к которой прибегают, если другие способы лечения бесплодия не помогли. Женщина при этом должна быть достаточно здоровой, чтобы перенести ее без серьезных осложнений.
«По политике репродуктологов сейчас двойня считается осложнением ЭКО, рекомендуется подсадка одного жизнеспособного эмбриона. Иногда бывает, что у женщины несколько хороших эмбрионов, тогда она имеет право сохранить их и заморозить для будущей подсадки. Конечный результат — получить одного здорового доношенного ребенка, нежели троих, которые недоношены, родились раньше времени, больные и т.д.», — отметила Жулдыз Алпилам.
В 2021 году из 274 выделенных квот на Акмолинскую область 117 результатов оказались положительными, в 2022 году из 276 квот беременными оказались 99 женщин. А об успехе процедуры 2023 года можно будет говорить только после первого полугодия. По предварительным данным, у 88 женщин положительный результат, еще 12 ожидают результата. Эффективность ЭКО составляет порядка 34 процентов.
«ЭКО идет при поддержке немалых доз гормонов, поэтому к данной процедуре есть конкретные показания. Если есть какие-то другие варианты, например, прооперироваться, восстановить проходимость маточных труб, то женщина должна максимально использовать естественные пути. ЭКО — очень серьезная процедура, поэтому врачебно-консультативная комиссия будет смотреть от и до все анализы женщины, чтобы в будущем не было никаких осложнений. Противопоказаниями к проведению процедуры являются онкологические заболевания, доброкачественные новообразования, острые воспалительные инфекционные заболевания, некоторые аномалии полости матки, туберкулез легких. Не все аутоиммунные заболевания и сахарные диабеты противопоказаны. Если есть медикаментозная компенсация и других противопоказаний нет, практически 99% одобряет комиссия. Нет такого, что если у женщины был туберкулез легких, то ей не дадут разрешение на ЭКО. Если женщина в анамнезе болела туберкулезом и на сегодня никаких рисков нет, в принципе, она допускается к ЭКО. Каждый случай рассматривается индивидуально», — уточнила Жулдыз Алпилам.
К процедуре ЭКО женщина должна тщательно подготовиться, и не только в плане обследования. Важен полноценный здоровый сон, здоровое питание, а также психологический настрой.
«Есть еще момент — качество эмбриона, яйцеклетки, спермы. Это все индивидуально, в зависимости от ситуации. У некоторых женщин могут быть экстрагенитальные заболевания, присутствовать гипертензия и ожирение. Рекомендуется, конечно, снижение веса, нормализация давления до того, как наступит беременность. Если у женщины был хорошего качества эмбрион и положительный результат, она спокойно выносит беременность. У некоторых здоровых женщин, которые не имеют никаких экстрагенитальных заболеваний, не очень хорошее качество яйцеклеток. Даже если наступит беременность, то она может стать замершей. Конечно, это сугубо индивидуально для каждого организма», — подчеркнула Жулдыз Алпилам.
Супружеские пары с вторичным бесплодием, у которых есть один ребенок, тоже могут претендовать на квоты. Но в первую очередь процедура рассчитана на те пары, где вообще нет детей.
«Сначала мы ставим бесплодие неясного генеза, а потом уже выявляем причину. Также нужно учитывать возраст. Если пришла женщина 41 или 42 лет и у нее полгода нет беременности, уже надо бить тревогу, предварительно ставить диагноз и обследовать, не нужно тянуть время. Если женщина молодая и есть резервы, тогда надо дать возможность забеременеть самостоятельно. Как только женщина запланировала следующую беременность и у нее не получилось в течение года, это уже считается вторичным бесплодием. И не надо ждать 5, 8 или 10 лет, как делают наши пациентки: «Я хотела, планировала, но у меня пять лет не получается». Так нельзя. Запланировали, если беременность в течение года не наступает, значит надо прийти и выяснить причину, обследоваться. Иногда после устранения причин наступает беременность вторично. Не всем женщинам с бесплодием показана процедура ЭКО, иногда достаточно привести в порядок гормоны», — добавила Жулдыз Алпилам.
По словам собеседницы, сейчас 40% случаев бесплодия связаны с проблемами у мужчин и 60% у женщин. Как видно, женское бесплодие лидирует. Чаще всего к процедуре ЭКО прибегают женщины от 30 до 40 лет, но есть и молодые с трубным фактором.
«Встречаются и молодые от 20 до 30 лет с абсолютным бесплодием. Если первый раз забеременела, и получилась внематочная, не удалось сохранить трубу, следом наступила вторая беременность с разрывом второй трубы. В итоге женщина без маточных труб, это абсолютное бесплодие. Иногда бывает так, что мы даем направление, женщина обследуется, делает коррекцию гормонов у репродуктологов, есть разные научные достижения, инновации, на фоне этого есть женщины, которые сами забеременели. Тогда они отказываются от квот, и мы передаем их следующим людям. По области, согласно электронному регистру диспансерных больных, 1200 женщин состоят на учете по бесплодию. Ежегодно этот список обновляется. Может быть, кто-то уже родил по ЭКО, воспитывается в семье ребенок, кто-то второго родил, тогда женщина с диспансерного учета снимается, и опять встают новые люди с целью зачать ребенка», — отметила Жулдыз Алпилам.
Супружеские пары могут воспользоваться и платной процедурой ЭКО, правда, обойдется она в немалую сумму. По данным аналитиков, средняя цена на первичный стандартный протокол ЭКО в крупнейших казахстанских клиниках составляет от 450 тысяч до 500 тысяч тенге. Но стоит учесть, что в эту сумму не входят некоторые дополнительные медицинские услуги, стоимость которых составляет еще 400-500 тысяч тенге. Третья часть затрат — медикаменты. По предварительным подсчетам врачей Института репродуктивной медицины Алматы, на медицинские препараты для женщины в протоколе может дополнительно уйти от 50 тысяч до 500 тысяч тенге. Кроме того, пары должны за свой счет сдать анализы. Это еще около 150 тысяч тенге. Таким образом, максимальная сумма, которую должны иметь в резерве пациенты перед началом протокола, составляет 1,65 миллиона тенге. Каждой третьей паре, решившейся на ЭКО, нужно умножить эту сумму еще на два или даже на три, так как с первой попытки зачать ребенка с помощью искусственного оплодотворения получается не у всех.
«Если в семье есть трое или четверо детей, и еще хотят одного, то думаю, можно (воспользоваться платной процедурой — Прим. автора). Если есть желание, чтобы были дети. Также, когда пара не подходит по критериям отбора по квоте. Многие не хотят на диспансерный учет вставать, но это лучше, чем в частном порядке где-то ходить обследоваться. Очень много осложнений бывает в данной ситуации. В любом случае женщина должна готовиться. Когда слаженно со всеми специалистами работать, тогда результаты очень хорошие. У нас есть семьи, которые одного ребенка по квоте родили, теперь уже за вторым пошли. Была женщина с вторичным бесплодием, она хотела самостоятельно выйти из программы. Ей сделали стимуляцию в ЭКО-центре, назначили гормональные препараты, но она сама решила не продолжать дальше, пока мы ей все не объяснили. Она послушалась нас, в том году в сентябре родила девочку», — поделилась Жулдыз Алпилам.
Что касается случаев суррогатного материнства в Акмолинской области, то они редки, но есть.
«Показаны конкретно ситуации, когда необходимо прибегнуть к услуге суррогатного материнства. Это полное отсутствие матки либо различные опухоли, синехии матки, которые мешают вынашиванию ребенка. Либо если у женщины есть заболевания, при которых ей противопоказано иметь ребенка. Например, сложные заболевания сердца, почек, системные заболевания. Статистику по области не знаю, но у нас по городу единичные случаи. Наверное, каждый год по одному-два случая бывает. Сейчас по республике имеются Агентства суррогатных матерей, люди могут и там находить себе кандидатов. Но опять же есть определенные требования. У женщин, которые хотят быть суррогатными матерями, обязательно должен быть биологический ребенок. Есть случаи суррогатного материнства между родственниками, когда близкий человек помогает выносить ребенка. Но это личное дело каждого», — заключила Жулдыз Алпилам.
Напомним, в Казахстане первую процедуру экстракорпорального оплодотворения провели в 1995 году. 31 июля 1996-го родилась здоровая девочка. Этим летом ей исполнится 28 лет. Метод ЭКО в республике внедрила первый эмбриолог страны Салтанат Байкошкарова.