Травматизм и его предупреждение у детей

Термин “травма” означает телесное повреждение при ранении. Повреждения, которые повторялись в определенной группе населения, называются травматизмом. Под детским травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста.
Травмы среди детей, к сожалению, встречаются достаточно часто и имеют много особенностей.

В зависимости от возрастной группы травматизм разделяется на:

  • грудной (с момента рождения до 1 года);
  • преддошкольный (от 1 г. до 3 г.);
  • дошкольный (от 3 г. до 7 г.);
  • школьный (от 7 г. до 16 г.).

На первом году жизни у ребенка быстро развивается нервная система, формируются нервные рефлексы, и потому влияние окружающей среды отражается на работе коры головного мозга. В это время ребенок старается познать окружающий мир и с большим любопытством знакомится со всем новым, что окружает его. Ребенок пытается каждую вещь постичь прикосновением с помощью рук и, конечно же, языка. Поэтому в дыхательные пути младенцев часто попадают посторонние предметы, нередко наблюдаются ожоги пищевода и органов дыхания. У детей от 1 до 3 лет быстро развивается опорно-двигательный аппарат, малыши учатся ходить, бегать, прыгать, пытаются усовершенствовать ловкость всех видов движений. В этом возрасте чаще всего возникают травмы, связанные с падением ребенка и нарушением функции костно-мышечной системы. У детей от 3 до 12 лет появляются новые интересы, формируется свое “я”. Любознательность с отсутствием необходимого жизненного опыта и навыков, неумение реально оценить опасность, стремление быстро все сделать нередко приводят к несчастным случаям. Подростки в своих действиях пытаются подражать старшим, «совершают» героические поступки, которые бы свидетельствовали об их храбрости. Недостаточно правильная оценка своих поступков, самоуверенность и хвастовство приводят к опасным для здоровья действиям. Чтобы доказать свою смелость и приобрести авторитет, подростки, не задумываясь над последствиями, часто переходят улицу в опасных местах, цепляются за машины, влезают на пожарные лестницы на крыши высоких домов. В период 13–16 лет происходит дальнейшее созревание личности. Подросток старается осознать себя как личность, утвердить свой авторитет. Неверно оценивая понятия «мужество», «смелость», желая продемонстрировать свое бесстрашие, он может совершить даже бессмысленный поступок, чреватый опасными последствиями. Поэтому нам с вами необходимо более глубоко аргументировать рекомендации, более детально знакомить с последствиями травм – это будет способствовать формированию правильного отношения к предупреждению травматизма. Нам необходимо формировать у ребят ответственность за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые порой становятся жертвами нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих детей к опасным играм. Чаще всего встречается бытовой травматизм. Бытовой травматизм — это повреждения, которые дети получили дома: в квартире, во дворе или в саду. Повреждения при этом самые разнообразные, но опаснейшие из них это ожоги пламенем, химическими веществами и падение с высоты. Причины бытового травматизма разнообразны, и значительную роль при этом играет недостаточный присмотр родителей. Такие, казалось бы на первый взгляд, пустяки, как оставленные в доступном для малышей месте иглы, гвозди, лезвия бритв, становятся причиной травм, а иногда и смерти. Это же касается и газовых плит, обнаженных проводов электросети, отворенных окон, лестницы. За свою неосторожность родители иногда достаточно дорого расплачиваются. У дошкольников и младших учеников повреждения могут быть предопределены другими причинами. Они подвижны и несдержанны, безоглядно озорничают. Но при этом редко получают травмы в квартире или в школе, потому что авторитет взрослых является несокрушимым барьером. Следовательно, дети пытаются лишиться присмотра и охотно проводят свой досуг во дворе со своими сверстниками: катаются на велосипедах, самокатах, санках, влезают на деревья, влезают в открытые люки, на лестницы. Поэтому необорудованные детские площадки, загроможденные дворы, открытые люки, канавы, неисправные лифты, перила лестницы, неисправные велосипеды тоже очень опасны. Особенно опасными для детей являются неогражденные участки, где проводятся ремонте работы. Часто дети падают с высоты — балконов, лестниц, деревьев, что тоже приводит к тяжелым травмам.
Дети среднего и школьного возраста хотят подражать своим героям из кинофильмов и мультфильмов, которые им нравятся. Они с увлечением играют в войну, ковбоев, с удовольствием преодолевают препятствия, демонстрируя при этом свою отвагу, ловкость, силу. Это все нередко приводит к беде. В наше время везде в быту пользуются газом и электроэнергией, а неумелое обращение с приборами тоже становится причиной несчастных случаев. Дети иногда хватаются за неизолированные провода, обнаженные контакты электропроводов, вставляют в розетки булавки, гвозди и нередко получают ожоги и повреждения тканей тела. Принципы предотвращения бытового травматизма разнообразны, но главным и самым надежным из них является постоянное беспокойство взрослых о безопасности детей дома. Старшие систематически должны воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, особенно при обращении с огнем и опасными приборами. Нужно предостерегать детей от озорства на балконах, лестницах, деревьях. Вместе с тем родители ни в коем случае не должны запрещать детям играть в подвижные игры, сковывать их непрерывными запретами и ограничениями: все нужно делать умеренно, чтобы не оскорбить и не унизить ребенка. С малышами нужно быть постоянно настороже, устранять с их пути опасные предметы. Старшим детям нужно постоянно объяснять о той опасности, которую несут в себе необдуманные поступки, доказывать ошибочность их представлений о героизме.

Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно в период школьных каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности. Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.

Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни.  Не забывайте, что пример взрослого для ребенка заразителен!

                                                  Подготовила врач педиатр : Бекахметова Г.А.

ГКП на ПХВ “ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА” ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ